
Значение гармонических колебаний в
музыке было прекрасно известно даже до открытия
Стальминским гармонического осциллятора [I].
Данные об оболочечной структуре были впервые
приведены Гайдном, который открыл магическое
число "четыре" и доказал, что система из
четырех музыкантов обладает необычной
стабильностью [2]. Понятие магического числа было
расширено Моцартом в его работе "Волшебная
флейта". Система из четырех волшебных
(магических) флейт является, таким образом,
дважды магической. Такая система, по-видимому,
столь устойчива, что ни с чем не взаимодействует
и, следовательно, является ненаблюдаемой.
Существенный шаг вперед в применении
спектроскопической техники в музыке был сделан
Рахманиновым [3] и Шарпом [4], а также Вигнером,
Вагнером и Вигнером [5].
Релятивистские эффекты
были учтены в работе Баха, Фешбаха и Оффенбаха [б],
которые использовали метод Эйнштейна, Инфельда и
Гоффмана.
До сих пор все попытки применить
гармонический осциллятор к анализу современной
музыки терпели неудачу. Причина этого, т. е.
именно тот факт, что современная музыка в
большинстве своем негармонична, была отмечена
Вигнером и Вагнером [7], Более ангармоничным
является подход Бракнера, который использовал
вместо осцилляторных функций плоские волны. Этот
многообещающий метод, строго говоря, применим
только к бесконечным системам. Поэтому все
произведения школы Бракнера предназначаются
только для очень больших ансамблей. Следует
отметить некоторые более поздние работы, в
первую очередь статью Примакофьева [8] и, конечно,
прекрасные вальсы, представленные Штраусом на
последнюю Женевскую конференцию "Музыка для
мира" [9]. Г. Дж. Липкин
Литература
- Igar Stalminsky, Musical Spectroskopy with Harmonious Jscillator Wave Functions, Helv.
Mus. Acta, I, 1 (1801)
- Haydn J., Музыкальная
-частица, Струнный квартет, Ор. 20
(1801) No 5. - Rachachmaninoff G., Sonority and Stniority in Music, Rehovoth, 1957.
- Sharp W.T., Таблицы коэффициентов, Чок Ривер, 1955.
- Wigner E., Wagner R., Wigner E.P., Der Ringe Der Niebelruppen.
- Бах И.С., Фешбах Г., Оффенбах Г., Сказки Эйнштейна,
Инфельда и Гоффмана, Принстон, 1944.
- Вигнер, Вагнер, Вигнер, Gotterdamerung!! и другие
неопубликованные замечания при прослушивании
Pierot Lunaire.
- Primakofiev, Peter and the Wolfram.
- Штраус И., "Прекрасное голубое излучение
Черенкова", "Жизнь спектроскописта",
"Вино, любовь и тяжелая вода", "Сказки
Окриджского леса".
|