
Татьяна
Анатольевна Ратникова – наш бессменный и любимый лектор по математике. Вот уже
4-й семестр её лекции самые посещаемые и внимательно слушаемые. С самого начала Татьяна Анатольевна сумела нас укротить, несмотря на всю её женственность и внешнюю хрупкость. На первом же экзамене по матану многие убедились в твёрдости
характера нашего лектора и способности находить шпаргалки в самых затейливых
местах. Однако 2-й курс подошел к концу и Татьяна Анатольевна не кажется нам
такой суровой, скорее уже родной. Справка:
Ратникова Татьяна Анатольевна
старший преподаватель

Окончила в 1982 году механико-математический факультет, а в 1985
аспирантуру механико-математического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова.
Тематика научной работы "Обтекание тел в магнитном поле". Опубликовала
9 научных и учебно-методических работ. Работает в МЭИ с 1985 года сначала на кафедре Математического моделирования, потом - на кафедре ВМ.
Мы пришли к Т.А. со
списком уже знакомых дорогому читателю вопросов. Однако, Т.А. не стала придерживаться классики. И решила опросить сначала нас: как мы оказались в МЭИ,
почему девочки выбрали такую специальность - энергетику. Об этом мы расскажем, когда сами станем
знаменитыми.
Т.А., почему Ваш выбор
пал на математику?
Родилась я в достаточно глухой деревне, училась в ЗФТШ (Заочная физико-техническая школа при МФТИ). Потом, после 8 класса, у нас тогда ещё была десятилетка, я поступила в школу-интернат
СШ № 18 при МГУ (Колмогорская
школа-интернат сейчас). Мы там жили без родителей. Таких школ было 4 по всему
Союзу, учились там победители олимпиад всесоюзных. И тогда выбор был предопределен
– либо пойти в Физтех (МФТИ – прим.), либо в Университет. И я пошла в Университет, на Мехмат.
Как Вы попали в МЭИ?
В МЭИ я попала по распределению. Тогда было достаточно
престижно, раньше профессия преподавателя ценилась обществом выше.
Вы рады, что именно этот ВУЗ?
Ну, в общем, да. Сюда, трудно было попасть.
Вы с самого начала собирались
преподавать?
Изначально я собиралась поступать на факультет авиакосмических
исследований в Физтех и думала, что буду
заниматься именно этим. Но как всегда судьба поворачивает. Так что сказать, что я с детства мечтала читать лекции по
математике, будет неправда. В детстве мы о таких вещах не мечтаем.
У Вас есть
преподаватель, учебой у которого вы гордитесь?
Да, конечно.
Во-первых, когда я еще училась в интернате, лекции нам читал сам Колмогоров. Сейчас
на кафедре работает Гущин А.К. Когда я была студенткой, он читал нам лекции по
матанализу. Его лекции – это эталон! Все аккуратненько, в столбиках, ничего
лишнего.
В Университете было
очень много хороших преподавателей. Ведь в те времена был весь цвет, все заведующие кафедрами были академиками. Они читали лекции. Было очень много преподавателей,
которых вспоминаю с благодарностью.
Для Вас преподавание –
это больше, чем просто передача информации?
Понимаете, есть две профессии, в которые лучше не ходить. Если
вы не любите людей, детей, вам не надо идти во врачи и в учителя, преподаватели
и т. д. Потому что это плохо - калечить
души, калечить тело. И неизвестно ещё, что хуже. Одно дело – если вы работаете
с компьютером, то ваша нелюбовь ни на кого кроме вас не влияет. Поэтому, если
вы это не любите, не надо этим заниматься. Вообще не надо заниматься тем, что
вы не любите, тем к чему не лежит душа, что приходится делать через силу.
Любите ли Вы принимать
экзамены?
Нет, и вам любой преподаватель скажет, что больше всего он
не любит зачёты и экзаменационную сессию.
Почему?
Потому что весь семестр вы вкладывали душу, но не всегда
получаете тот ответ, который хотелось бы получить. А также это очень большая
моральная и психологическая нагрузка. Не надо думать, что преподаватель поставил два кому-то, ушёл
и забыл. Нет, он ещё три дня ходит под впечатлением того, что он кому-то
поставил два. Ставить два – это тяжело не только для студента, это морально тяжело для преподавателя. 3-я двойка - студента отчислят. Когда он учится, то ещё
не осознаёт ещё что может последовать за тем или иным поступком. Преподаватель,
который ставит двойку, всегда понимает, что за этим может последовать. Когда от
вас зависит чья-то судьба, если вам от этого хорошо – то это плохо. Мне так
кажется.
Были ли у Вас какие-то
курьезные случаи?
Курьезные, смешные – это я не могу сразу вспомнить. Был
такой случай. На экзамен пришел мальчик. А я ведь не смотрю в зачетку. И о том
его спросишь, и об этом – ничего не знает. Это вам всё кажется, что преподаватель хочет завалить. А он хочет, чтоб хоть на один вопрос ответил,
чтобы поставить уже три и отпустить. А мальчик полный ноль – ни на какой вопрос
ответить не может. Ну что, ставлю двойку. Он встает, кидает ручку в
противоположный угол, начинает кричать « меня из-за вас выгонят!». В чем дело? Оказывается,
двойка была последней. А раньше было строго, за это выгоняли. Объяснить
человеку, что я не виновата, что у вас 3-я двойка. Если не тянет человек. Вот
такие случаи. Это травма уже не на три дня, 20 лет назад произошел случай,
когда только начинала преподавать. А я всё ещё помню. Чем отличаются
студенты Вашего поколения от нынешних студентов?
Общество стало другим, более открытым. Студенты
стали более открытыми, информированными, но не более знающими. Знаний стало
меньше. Возможно, по отдельным разделами их стало больше, а по точным наукам –
меньше. Это во-первых. Запретный плод
сладок. Раньше чего-то запрещали, этого хотелось – прочитать, достать. Журнал «Новый
мир», «Октябрь» - все прочитали, а тебе
не досталось. А выписать и достать было очень сложно. А теперь, когда можно найти
всё, вы не читаете.
В школе, где я
училась, преподаватель по физике не всегда могла ответить на вопросы, которые
меня интересовали. Книжек дома у меня не было, нужно было ходить в библиотеку,
в город - вечерами сидеть, читать.Сейчас
есть всё, но никто читать не хочет.
И второе. Коллектив
рождается только в результате совместной деятельности, какой-то работы. К
сожалению, ни в школе, ни в институте, у вас между собой ничего нет кроме учёбы.
Это очень плохо, что нет тесных дружеских взаимоотношений, все они очень
поверхностны. Должна быть деятельность, видны её результаты, такая работа, от
которой будет хорошо не только вам, но и ещё кому-то. Не важно, близким ли
родственникам, инвалиду в соседнем подъезде или ещё кому-то. Вы должны
понимать, что живёте не зря. Учёба – самая тяжёлая работа, т. е. хорошо учиться – самая
тяжёлая работа. Есть ведь такая работа, о которой в общем-то можно забыть. А
студенту все 24 часа нужно о чём-то помнить, что-то всё время делать. Учиться
гораздо тяжелее, чем работать.
Есть ли у Вас особо
запомнившиеся ученики?
В институте не так много времени, чтобы хорошо узнать
человека. Ребят хороших много. И помнятся не только отличники, а разные
студенты, в том числе и совершеннейшие троечники. Просто запоминаются по другим
качествам. Человек оценивается не по отметкам в зачетке. Это важно на каких-то
жизненных этапах. Важно, чтобы человек был человеком, вёл себя достойно и
осознавал своё место в жизни.
А были ли у Вас
приметы, связанные с учебой?
Нет, мне после школы-интернат легко училось. Не было
проблем, связанных с учебой. У меня красный диплом, у меня всегда были пятерки,
я ходила на все занятия. И вместе с тем я много чего успевала, не сидела все
время над учебниками. Была общественная
работа, мы были более активные. Раньше ничего особо развлекательного не было. Хотелось,
конечно, и на дискотеку, но не было хорошего оборудования. Как-то мы ходили несколько ночей сниматься на Мосфильм в
кинофильм «Москва слезам не верит» в качестве массовки. Потом мы купили на эти
деньги аппаратуру. А у нас были стройотряды, ездили и за границу. В Венгрию я
ездила.
Вас не посылают на
картошку, на овощебазы. А ведь на картошке были совершенно ужасные условия. Это
был летний пионерский лагерь, не отапливаемый, деревянный. Спали даже не под
двумя, а под тремя ватными одеялами. А вместо воды, когда приходили умываться,
был лёд уже. Было меньше развлечений, но больше дел.
Преподаватели с
нами ездили и на картошку. Был у нас такой преподаватель, он с ребятами и
свёклу грузил. Была у него тельняшка, такой мужчина!
Чем Вы занимаетесь
помимо преподавания?
В музее изобразительных искусств им. Пушкина по вечерам есть
лектории и по субботам, сотрудники музея читают лекции. В наши времена невозможно было выехать за рубеж, в Рим или,
допустим, во Флоренцию. А поскольку сотрудники музея выезжали на стажировки,
они привозили материалы, вели лектории. Они рассказывали о музеях мира,
архитектуре городов, о художниках. Очень вам советую там побывать, послушать.
Как Вы любите
проводить свободное время?
Что может быть лучше, чем почитать! Ничего не может быть! В
книге можно найти ответы на любые вопросы. Ведь людей того времени волновали
всё те же вопросы, что и нас сейчас. Ну, еще развожу розочки. *раскололась под нашим любопытным взглядом Т.А.*
Что Вы можете
пожелать, посоветовать студентам?
Совет студентам: найти себя в этой жизни, понять, что для
вас в жизни самое главное. Научиться работать и получать от этого удовольствие. Ведь самое большое удовольствие можно получить
только от работы! Не от развлекательных мероприятий, они проходят, а именно от
работы. И чувство, что вы кому-то нужны, и что лет через 5 вам кто-то придет и скажет
спасибо. Важно, чтобы общество могло оценить вас, как личность.
Спасибо Вам за
интервью! Придём к Вам обязательно на экзамены!
С нашим необыкновенным
лектором беседовали Суслова Аня, Межеумова Ира и Порохня Света, гр.эр-04-06.
|