Сейчас уже более-менее очевидно, что
привело к трагедии "Булгарии” и гибели
более чем ста человек – в том числе тридцати
детей. Причина так же проста и очевидна, как причины
катастрофы в "Хромой лошади” –
простая и незамутненная жадность, желание
минимизировать расходы любой ценой – даже ценой
смертельной опасности для людей. Правда, в
"Хромой лошади” хотя бы не было погибших
детей… Власти обещают разобраться и наказать,
проверить все суда, плавающие по Волге – но увы,
погибших уже не вернешь.
Заповедь "не убий” запрещает не только
активное причинение смерти или вреда здоровью человека, но
и поставление людей в неоправданную опасность – и
даже если опасность не осуществилась, пронесло на этого
раз, человек, халатный в этом отношении грубо нарушает
заповедь и прогневляет Бога. Но увы, заповеди интересовали
тех, кто принимал роковые решения, в последнюю очередь.
Эта катастрофа – не просто результат преступления
отдельных людей. Это плод определенной субкульутры, в
которой пренебрежение к людям и стремление к результату
любой ценой является чем-то само собой разумеющимся. И эта
субкультура проявляет себя достаточно явно не только в
катастрофах – к катастрофам она приводит – а и
в определенных словах, в определенных взглядах,
декларируемых без стыда, как будто так и надо.
Пару примеров таких взглядов на прошедшей неделе принесли
новостные ленты. Одна из "экспертных групп”,
работающих над «Стратегией-2020», провела в
четверг пресс-конференцию «Стратегия-2020: переход
от стимулирования инноваций к росту на их основе». В
ходе конференции один из руководителей группы, Леонид
Гохберг, поделился трудностями, с которыми сталкиваются
наши инноваторы-модернизаторы. Как сообщаетУТРО.ру,
"на шее модернизации висят 40 миллионов пенсионеров,
13 миллионов инвалидов, свыше 5,4 миллионов безработных,
18,5 миллионов людей с доходами ниже прожиточного минимума
и еще 37,6 миллионов человек сельского населения –
итого почти 112 миллионов человек. Все они, по словам
руководителей группы, «имеют консервативный тип
поведения по сравнению с Западом, лишены возможности
участвовать в инновационном процессе и, к тому же, при
этом не владеют английским языком». Леонид Гохберг
даже воскликнул в сердцах: «Я не понимаю, как эти
люди до сих пор еще могут существовать без английского в
условиях растущих вызовов?!»
Что же, действительно, если бы пенсионеры и инвалиды
владели английским языком, они могли бы произнести по
адресу руководителя группы много изящных английских слов
– snobbish, arrogant, haughty, wicked, stupid, и так
далее, будучи же лишены таких познаний, они не смогут
адекватно ответить на растущие вызовы, и вместо этого
прибегнут к самым варварским и азиатским выражениям, не
вполне даже понятным представителям англоязычной элиты.
Такой вот взгляд на мир – есть великие идеи, есть
замечательные проекты, а вот население подкачало. Мы бы
сделали Россию просто замечательной страной, если бы не ее
жители. То, что любые проекты, осуществляемые
государством, должны осуществляться в интересах его народа
– то есть тех самых людей, которые «имеют
консервативный тип поведения по сравнению с
Западом”, просто не приходит инноваторам в голову.
Другая публикация, отражающая похожее умонастроение,
появилась в "Ведомостях”, где Константин
Симонов
выступил с заметкой "Конъюнктура: Протестантская
Россия”, где он пишет: "Как ни удивительно, но
Россию вполне можно рассматривать как страну побеждающего
протестантизма. Объяснение тут простое. Как известно,
протестантизм дает довольно функциональный ответ на вопрос
о богоизбранности. Критерием является успех в делах. Или
если уж довести до логического конца — заработанные
деньги. И эта простая идея воспринимается у нас на ура.
Хотя, конечно, официально никто в протестанты записываться
не спешит.
Важно негласное принятие простого принципа: если богатый,
значит, особый, избранный. Иначе бы богатым и не стал.
Происхождение капитала волнует уже во вторую
очередь”
Тут нам придется заступиться за протестантов – такой
дикой ереси они, все же, не учат. Идея "богатый,
значит, особый, избранный” является настолько
вопиюще антибиблейской, что даже недавние харизматические
"теологи процветания” (не говоря уже о
традиционных протестантах) ее не проповедуют. Любой
человек, знакомый с Евангелием, помнит судьбу богача,
каждый день пиршествовашего блистательно. Богатый человек
может быть благочестивым и наследовать спасение –
если он употребляет свое богатство на служение Богу. Но
само по себе богатство – тем более, сомнительного
происхождения – это уж никак не знак избранности.
Но люди, которые внушили себе, что они – особые и
избранные из-за того, что у них куча денег, это увы,
реальность – реальность которая приводит к
трагедиям, подобным крушению "Булгарии”. И тут
нужно по крайней мере, требовать внешних приличий. Это
непристойно, говорить о миллионах своих сограждан, что они
мешают модернизации. Это постыдно – путать богатство
с избранностью. А там, с привычкой к соблюдению внешних
приличий, может измениться и поведение. Потому что менять
его нужно.
|