С преподавателями
по математике нам повезло. Нашей группе точно. Казалось бы, набор формул и
теорем. Их нужно донести до ученика. И он, бедный и загруженный, пойдет домой. Это
простой путь. А можно заинтересовать, рассказать яркий пример, увлечь студента
и заразить его своим желанием познать предмет.
Помните, как Горюнов
Ф.Е. писал нам цитаты на латинском перед очередной темой. А его цитата из
фильма «О чем можно разговаривать с женщиной, если она не умеет вычислять
тройные интегралы?» 
Татьяна Анатольевна
Сальникова ведёт у нас ТФКП в этом семестре. Когда она входит в аудиторию, кажется,
что комната наполняется каким-то особенным светом спокойствия и гармонии. Всегда
в приятном расположении духа, интересно одета, она заставляет себя слушать, не
повышая голоса и не угрожая грядущими экзаменами. Вы когда-нибудь задумывались,
почему exp на букву е?
А нас Татьяна Анатольевна озадачила. 
Справка:
кандитат физ.-мат. наук, доцент
В 1987 г. окончила механико-математический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова, в 1990 г. – аспирантуру мех-мата МГУ. Диссертация посвящена вопросам полных и минимальных систем экспонент.
На кафедре ВМ МЭИ работает с 1990 г.
Теперь вы
понимаете, что мы просто не могли не поговорить с нашей прекрасной преподавательницей. Дело было так.
Т.А., а почему вы
выбрали именно такую специальность, математика?
Сначала всё-таки выбирают предмет. Однозначно было, что Московский государственный университет. А поскольку
школа была физмат, то выбор был между физикой и математикой. Очень
хотелось химию – получилась математика.
Почему Вы пошли
преподавать? Ведь после окончания университета можно было выбрать другое
направление?
Во-первых, у меня мама – преподаватель МИХМа (прим. инженерной
экологии сейчас). С детства я видела человека, который ходит по комнате туда и
сюда и произносит какие-то сложные слова.
Во-вторых, собственно,
то как Т.А. и оказалась в МЭИ. Раньше после института тебя ожидало
распределение. Сначала в нашем ВУЗе была практика, которую Т.А. сама сюда
организовала. Было интересно, а потом и работать сюда направили.
Был ли в Вашей жизни
человек, который повлиял на Ваш выбор, учёбой у которого Вы гордитесь?
Очень много таких людей, я даже не могу всех перечислить. Я 7
лет проучилась в обычной школе. Не помню, чему меня там учили и как, потому что
я все уроки успевала сделать за те 10 мин пока бабушка мне готовила обед.
Так бы и проучилась
Т.А. в этой школе, если не случай. Она занималась в музыкальной школе,
расположенной в подвале Гимназии. Это была школа совсем другого уровня и,
увидев объявление о наборе, Т.А.
поступает туда. Учеба давалась тяжело, вначале заниматься приходилась до 2х
ночи, хотя набрали всех по экзаменам, ребята были победителями международных
олимпиад. «Той школой очень горжусь, я очень хочу чтобы моя дочка тоже ее
закончила. Все пошло именно оттуда, низкий ей поклон. Мы с одноклассниками собираемся
каждый год».
У вас, как у педагога,
есть кредо, какие-либо принципы преподавания?
Основное кредо – уважать человека, с которым ты общаешься. Не
важно, ученик он или учитель.
Для вас преподавание
— это нечто большее, чем просто вкладывание
знаний в студента?
Конечно! Это форма существования жизни, как раньше говорили,
материи. *смеется* Потому что когда ты весь такой больной и несчастный встаешь с постели с температурой 38,9,
шатаясь, качаясь и заменять тебя, в общем, никто не жаждет, - ты все равно
встаешь, ползёшь, а тут у доски ты воскресаешь целиком и полностью, домой идёшь
здоровенький. Дома правда всё начинается заново.
Вы чувствуете
ответную волну?
Ответная волна чувствуетс всегда, вопрос какая она. Потому
что аудитории сказать что-то недоброе в её адрес, то ты видишь 8 групп, пар
глаз, если всё это перемножить и посчитать… которые смотрят на тебя не очень
по-доброму. :)
Любите ли вы
принимать экзамены?
Принимать экзамены – это скорее творческая
необходимость. Иногда приятно, иногда
смотришь и видишь две 2-ки, то, может быть, приходится, при современных
условиях, идти на компромисс со своей
совестью. Раньше такого не было, теперь, к сожалению, есть.
Чем студенты Вашего
времени отличаются от нас?
Люди нашего поколения были очень подвижные и весёлые. А у
вас – компьютерное поколение. На студентов это не так распространяется, а вот школьники…
У нас были книги, у нас было прекрасное кино, а сейчас всему замена – Интернет. Не знаю, пркрасен он или нет… Раньше, чтобы прочитать Альберта Камю, надо было
отстоять очередь в библиотеку и не факт, что он мне достанется. В нем можно
найти много интересного, просто каждый находит там что-то своё. А это зависит
от уровня развития, интеллекта.
Были ли у Вас приметы
перед экзаменом? Халява, книжка под подушку?
Халява - слова такого
и не было, извините. *смеется* Всё-таки
в Университете либо уходили сами с 1-го курса, понимали, что нужно учиться. Единственная
примета – лучше я чего-то не дочитаю, но лягу спать. А книжка под подушку – да упаси, Боже! Если
еще на бигудях!
А конспекты?
Конспект всегда сама писала, потому что в чужих конспектах
разбираться – это полный улет! Есть своя живопись, свои сокращения. И потом мы
вам читаем – у вас получается 2-3 листа, а у нас была тонкая тетрадка – листов 8
за лекцию.
Значит мы сейчас
«хорошо живём»?
Не знаю, хорошо ли. Программу сильно сократили, и из-за
этого исчезла глубина. Так – только вершинки посбивали. Отсюда и специалисты
получаются недоделанные. Все наши троешники тех времен, они настолько хорошо на
Западе пересдали свои троешные дипломы, настолько хорошо они устроились на
работу! А теперь без подтверждения не принимают даже диплом физфака
Университета. Это о чем-то говорит.
Были ли у Вас
какие-то курьёзные случаи, связанные с преподаванием?
В вашем институте на меня падала доска! Было это в
аудитории, где парты стояли практически у доски. Она начала сползать с гвоздя,
я поняла, что меня это уже не минует. Отходить было некуда. * Все обошлось, Т.А.
и доска приземлилась параллельно*
И был неприятный случай: когда я пришла на пару, одной
половину двери в аудитории уже не было. А во время пары сняли вторую половину.
И, ничего мне не сказав, унесли…
А в Вашей
студенческой жизни были такие случаи?
Есть то, что в студенческой жизни удивило. Пришли в
Университет, 16-17 летние. Лекции читали очень именитые люди. Когда этот
человек принимает у тебя зачет или экзамен, он никогда не сядет, если вы еще
стоите. Он принесет и поставит вам стул. А сейчас, неважно – преподаватель это или нет,
с женщиной можно запросто разговаривать сидя. Это норма вещей. Этого раньше не
было. Уровень культуры другой. Иногда, ради эксперимента, я вытираю перед
входом в аудиторию ноги. И вижу, как за мной это повторяют другие. Сила примера
она намного выше, чем если я буду читать вам мораль.
Есть ли у Вас хобби?
На хобби остается мало времени. Не знаю, можно ли это
назвать хобби, скорее отдушина - мне всегда очень нравилось играть на
фортепиано. Иногда очень нравится быстро гонять на машине. А сейчас хорошо
гонять, такие машины! Но не нарушаю правил :) *по секрету*
И, наконец, Ваши
пожелания студентам.
Пожелания – вещь достаточно тонкая. Потому что, как правило,
можно понять чего не хватает человеку по тому, что он желает. Мы желаем именно
то, что не хватает именно нам – здоровья, удачи, денег. На мой взгляд, пожелать
– чтобы обязательно исполнялись хорошие желания, но при этом тут же возникал
мешок новых. Ничего не может быть страшнее, когда уже ничего не хочется. Вопрос,
отчего ничего не хочется, у каждого по-разному. Чтобы человек встал и чего-то
захотел.
Спасибо за интервью, вот оно и вышло из-под не очень пока
умелых рук корректора. Спасибо и вам за внимание, товарищи! На повестке дня интервью с не менее
прекрасной, но более известной Татьяной Анатольевной.
|